вторник, 24 июня 2008 г.

Другими словами, восприятие того, что противополагается чему-либо другому, есть по существу невоспр

Другими словами, восприятие того, что противополагается чему-либо другому, есть по существу невосприятие [гипотетически] видимого. Ведь если идет речь о последовательном восприятии и невосприятии какого-либо явления, то очевидно, что это явление относится к числу тех, которые во всяком случае могут быть воспринимаемы. Поэтому во всех тех формулах, где отрицание какого-либо явления основывается на противоположении его другому, где например, воспринимается что-либо, по существу противоположное отрицаемому явлению, или невоспринимается его необходимая причина, во всех этих случаях отрицание касается таких объектов, противоположение которых предполагает возможность их восприятия и невосприятия. Другими словами: отрицание касается только объектов, могущих быть воспринимаемыми чувствами. Иначе отрицания понимать нельзя. Таким образом, учение об отрицательном восприятии как сущности отрицания стоит в тесной связи с учением об отношении взаимного исключения (virodha) между познаваемыми объектами Ясно, что это отношение взаимного исключения, или противоречия, может касаться только объектов, подлежащих чувственному восприятию или, вернее, представлений, созданных нашим мышлением на почве чувственного восприятия. Другого рода объекты, как говорит Дхармакирти, не могут быть ни противоположны, ни причиной, ни действием, ни подчиняющим, ни подчиненным понятием по отношению к отрицаемому факту. (NB. II. 47). Дхармоттара разъясняет эти слова Дхармакирти следующим образом: Под 'объектами другого рода' разумеются объекты, отличающиеся от тех, которые поочередно подвергались и восприятию и невосприятию, т. е. объекты, которые просто никогда не были воспринимаемы. Такие объекты не могут иметь ничего с собой несовместимого. Причинную связь таких объектов с другими нельзя ни утверждать, ни отрицать, так как для нас она не существует. Нам неизвестно, противоположны ли такие объекты данному или нет, находятся ли они с ним в причинной связи или нет. Если мы должны отрицать противоположность, отрицать причину, отрицать действие чего-либо, то мы можем это делать только по отношению к таким объектам, которые поочередно подвергались и восприятию и невосприятию. Ночь пожирателей рекламы-креативная реклама!

Комментариев нет: